Вторник, 07.05.2024, 17:50
Приветствую Вас Гость | RSS

ГОУ ТО "Тульская школа"

Категории раздела
Вход на сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Общее образование осужденных к лишению свободы
Статья 112. Общее образование осужденных к лишению свободы

Комментарий к статье 112

1. Общее образование осужденных согласно ст. 9 УИК отнесено к основным средствам их исправления. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в России общее образование является обязательным. Согласно п. 1 ст. 19 этого Закона общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование.
Комментируемая статья в отношении осужденных к лишению свободы устанавливает свои правила, ограничивая возраст для обязательного получения образования 30 годами и определяя обязанность получения лишь общего образования. По ИТК этот вопрос решался иначе: возраст осужденных, обязанных обучаться в школе, ограничивался 40 годами и получить они должны были общее среднее образование. Для выполнения этой задачи во всех ИК и ВК были организованы и функционировали средние школы (или их филиалы).
2. Сейчас положение с организацией общеобразовательного обучения резко изменилось: сократилось общее количество школ (по состоянию на 1 января 2008 г. функционируют 301 вечерняя общеобразовательная школа, 447 учебно-консультационных пунктов, 338 профессионально-технических училищ), резко упал образовательный уровень осужденных. Так, согласно переписи осужденных 1999 г., в местах лишения свободы в общей массе содержащихся лиц около 4% осужденных имеют образование в пределах начального, а 29,5% - в пределах неполного среднего. В настоящее время требования закона об обязанности обучения осужденных в возрасте до 30 лет, не имеющих общего образования, выполняются далеко не в полной мере, не охвачено обучением в школе примерно 30 тыс. человек. Примечательно также и то, что по сравнению с 80 - 90 гг. XX в. увеличилось число обучающихся в начальных классах (имеется много неграмотных осужденных). Раньше в школах начальные классы практически не функционировали: осужденные в основном обучались в старших классах. Это связано с резким падением образовательного уровня людей (особенно подростков и молодежи), находящихся на свободе. По результатам переписи осужденных 1999 г. образование в пределах начального общего имели 5,3% лиц, отбывающих лишение свободы. В ВК созданы все необходимые условия для получения осужденными среднего (полного) общего образования: небольшая часть из них (около 30 человек) обучается за пределами ВК (заочно) в средних и высших учебных заведениях профессиональной подготовки.
3. В соответствии со ст. 9 Закона РФ "Об образовании" образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, которые, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. К профессиональным относятся программы начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Каждая образовательная программа определяет содержание образования конкретного уровня.
Для сдачи осужденными выпускных и переводных экзаменов они освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы.
4. Отношение осужденных к обучению в определенной мере свидетельствует об уровне их интеллектуального и общего развития, степени усвоения и реализации полученных знаний, стремлении к исправлению. Положительное отношение осужденных к обучению законодатель всячески поощряет, так как это создает основу для успешной их адаптации к условиям свободы после освобождения из ИУ. Педагогический коллектив общеобразовательных школ в связи с этим обязан участвовать в воспитательной работе с осужденными как в процессе обучения, так и в рамках воспитательного процесса, осуществляемого в пределах отряда или всего коллектива ИУ в рамках реализации единых режимов педагогических требований, предъявляемых к осужденным.
Участие учителей в воспитательном процессе является необходимым условием комплексного подхода к исправлению осужденных. Это участие проявляется в непосредственном обучении и воспитании осужденных, методическом обеспечении воспитательной работы, индивидуальном шефстве над отдельными осужденными, работе в составе советов воспитателей, организации и проведении групповых и массовых мероприятий среди осужденных и т.п. Следует подчеркнуть важность и эффективность работы педагогических коллективов школ; их деятельность (как и сами школы) всегда находится в центре внимания руководства ИУ. Особое внимание уделяется комплектованию преподавательского состава.
5. Общеобразовательное обучение осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, в традиционных формах не организуется. В ИК особого режима, где содержатся эти лица, администрацией ИК создаются необходимые условия для самообразования указанной категории осужденных. В этих целях используются возможности имеющейся библиотеки, консультации, в том числе и заочные (в форме дистанционного обучения), педагогов и специалистов, подписка на отдельные издания как самостоятельно, так и с помощью родственников и иных лиц и др.
6. Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования законодатель относит к ведению Минюста России и Министерства общего и профессионального образования РФ <1>. В соответствии с Положением об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах УИС, утвержденным Приказом Минюста России и Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 61/70, разграничена компетенция указанных министерств в деле организации и осуществления общеобразовательного обучения осужденных. На ИУ возложены обязанности учета осужденных, подлежащих обучению, обеспечения условий для проведения образовательного процесса, обеспечения безопасности работников школы и контроля за соблюдением ими режимных требований и т.п.; на школу - ответственность за организацию образовательного процесса в соответствии с учебными планами и программами, соблюдение педагогическими работниками установленных режимных правил, оказание помощи обучающимся в подготовке к занятиям, оказание помощи администрации учреждения в воспитании осужденных, их социальной адаптации.
--------------------------------
<1> В настоящее время Министерство общего и профессионального образования РФ преобразовано в Министерство образования и науки РФ.


Источник: http://cmza.ru/ugolovno-ispolnitelnyiy-kodeks/statya-112.-obschee-obrazovanie-osuzhdennyih-k-lisheniyu-svobodyi.html
Категория: Мои статьи | Добавил: Alexey_O (12.08.2014)
Просмотров: 430 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz